ДРУГ ОДИНОКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Архитектору пустоты, доброму
доктору, задержавшемуся в пути, че-
ловеку, мужчине и гражданину, вер-
ному мужу, любящему отцу, терпели-
вому другу и случайному свидетелю,
по простоте душевной наследившему
на месте чужого преступления

  Он некрасив. Надо обладать бурной фантазией и очень мяг-
ним сердцем, чтобы назвать его хотя бы симпатичным. Странно.
Обычно, когда влюбляешься, человек кажется таким красивым!
Но я вижу его , как впервые. Нет, ничего не изменилось.
Маленькие глаза бывшего голубого цвета. Какая-то отечная
полнота. Усталые руки, намекающие на подагру... Все это не
вызывает у меня фривольных мыслей. Я всегда смотрела прежде
всего на руки мужчины, и если вожделела, то к ним - все ос-
тальное было не так уж важно... Но мне вовсе не хочется,
чтобы его руки страстно тискали остатки моей незавидной пло-
ти. Даже как-то смешно это представить. Нет, мне просто нра-
вится на них смотреть. Даже не так - мне нравится знать,
что они где-то вблизи. Для этого вовсе не обязательно пяли-
ться на них, как загипнотизированный кролик...
  С ним очень трудно разговаривать, но я боюсь замолчать.
Когда я молчу, у меня совершенно глупый, дурацкий, жалкий
вид /уж я-то знаю свое лицо вдоль и поперек!/, Я боюсь, что
он заскучает и уйдет. Но в конце концов он все равно ухо-
дит. Остается тяжкое ощущение, что не было сказано что-то
очень важное, не было сделано то, что должно было быть сде-
лано. Что-то, в чем он действительно нуждается.
  Не думаю, что это секс. Его жена, как я понимая, этот
голод утоляет вполне. Во всяком случае, он рассказывает об
этом на каждом углу... Кстати, о его жене. Я никогда не ви-
дела ее и не жажду увидеть, Все его любовницы перебывали у
меня на кухне, и каждая хотела верить, что она - единствен-
ная в своем роде. С некоторыми я вполне сдружилась, и это
легко понять: я не видела среди них ни одной идиотки. Это бы-
ли бабы что надо. И все они искренне, безо всяких заначек,
любили этого засранца... Не сомневаюсь, что если бы я с ним
переспала, об этом уже на следующий день знали бы все наши
общие друзья. Ну самое большее через неделю. Нет, я не нахо-
жу это чем-то нечестным, подлым, грязным. Скорее, мне было
бы приятно. Что плохого в том, что наша маленькая обществен-
ность узнает: кое-то человеческое не чуждо даже мне?.. Но
нет, не думаю, что я могла бы дать ему больше других. Я сов-
сем не кажусь ему красивой, никакого "сексуального восторга"
я в его глазах не нахожу. Допускаю, что ему меня немного жал-
ко. А уж мне-то как себя жаль! Не будь я такой уродиной, мне
не пришлось бы гадать, что я могу для него сделать. Все бы-
ло бы намного проще: упругой попочкой на зеленый лужок, пыш-
ная грудь задумчиво смотрит в космические дали, ножки в сто-
роны и - угощайтесь, дорогой! Увы, мой лужок давно уже напо-
минает холодный лунный пейзаж... Кажется, еще никто не зас-
тавлял меня так страдать Из-за этих ужасных рук и ног /сплош-
ные кожа да кости/, не говорю уж обо всем остальном...
   Он уходит - и на меня наваливается усталость, Как будто
на мне мешки таскали. Как будто я весь день стояла у станка...
Я не могу заснуть. Нет, меня не тревожат эротические виде-
ния, я не мастурбирую, Мне даже как-то стыдно, что всю жизнь
говоря "на вы" с собственным телом я вообще никогда этим не
занималась. Просто так пусто... Воздуха не хватает.

 

"... Я знаю, я уверена, вы уже не помните зареван-
ную дурнушку, измочившую клоунскими слезами рукав
вашего свитера: "Ну почему, почему он ушел к такой
плохой! Она ведь жадная, совсем не добрая, она его
и не любит вовсе, я знаю! Не потому, что именно
он, - она же вообще не может любить!" И вы гладили
глупого лягушонка по глупой головенке: "Детонька,
уходят не к тем, кто лучше - уходят к тем, кто нуж-
нее. Может, ему вовсе не надо, чтобы его любили,
может, он сам хочет любить". Вы показались мне то-
гда таким циничным! "Но почему не меня, не меня!"
И вы ответили. И этот ответ душит посейчас... "Но
он не мог любить сильнее, чем ты. Это невыносимо
для того, кто хочет давать, а не брать"...
  И так мы сидели на скамейке в заплеванном скве-
рике на углу Белинского и Моховой, и вы говорили
еще что-то, и я засыпала на вашем плече, и ухитря-
лась думать в дрёме простую, строгую, как приговор
"тройки", мысль: почему, в самом деле, я не люблю
вас? Вас бы мне надо любить! Такого "всё понимаю-
щего", такого грустного, одинокого, могущего выно-
сить тяжесть моей глупой головы на своем плече...
Но не любилось, хоть ты тресни! Возможно, оттого,
что и вы были из тех, кто хотел давать, а не
брать..."

  Он говорит, что мои рассказы асексуальны, что я пишу о
мужчинах зло. Значит, что-то там его задело. Но не может за-
деть то, чего нет в нас самих... да, я пишу о засранца. Пи-
сать о евреях - еще не значит быть антисемитом. Писать о
грехе - вовсе не значит "злобно измываться" над грешником.
Да, в моих рассказках нет "идеальных мужчин". Там нет даже
просто хороших. Иногда мне кажется, что мужчин там нет вооб-
ще. Приводить "положительные примеры" и создавать "образцы
для подражания" мне просто не дано. Но так много писательниц,
которым дано только это! Зачем же отнимать чужой хлеб? Что
толку лгать - мужчинам со мною крупно не повезло, мне с ни-
ми - тоже. Это можно скрывать в быту /во всяком случае, пы-
таться/, но можно ли это скрыть в искусстве? Нет, такое не
скроешь будь ты хоть семи пядей во лбу. Глупо писать о том,
чего толком не знаешь. Что я знаю действительно хорошо, так
это разрушенный образ. Он мне что мать родная - о нем и пишу.
Это не героично, не умно, это осложняет жизнь. Но это, по
крайней мере, честно...
  Я даже не могу пойти на исповедь - это было бы враньем,
ведь я не чувствую раскаяния. В чем бы мне себя обвинить? В
том, что я "хочу"? Но я не хочу - я задыхаюсь. Не в удушье
же, в самом-то деле, мне каяться? Но это даже не смешно! Мо-
жет быть в том, что я люблю женатого человека? Но и это - не-
правда. Слово "любовь" мне сейчас ни о чем не говорит, я ищу
ее - и не нахожу. Любить чужих мужей, видимо, выше моих сил
и ниже разумения. Что я могу сказать Богу, что? Совсем нем-
ного: да будет воля Твоя, а лично я смертельно устала...
   Он говорит, что любит женщин и деньги. Чтобы "любить жен-
щин", нужно обладать талантом не любить никого, даже самого
себя, и этот талант, как никакой другой, сочетается с любо-
вью к деньгам. Они чертовски ревнивы и не прощают измен, но
при этом так и норовят сами изменить верному обожателю, при-
несшему на их алтарь, так сказать, все самое святое. Мелкое
тщеславие и зависть к свободе время от времени побуждают их
униженно гоняться за каким-нибудь идиотом, любви к женщинам
предпочитающим любовь к Женщине...
  "Наверное, это кризис среднего возраста" - вздыхает он.
"Наверное, - отвечаю я, - но ничего, это пройдет". Мой кри-
зис кончился три года назад, и столько же крутил меня по ко-
ридорам бреда. И вот, вырвавшись из лабиринта, я так тихо
жила! Легко быть монашкой, когда никто не искушает.

"... но вы знаете, что я никогда никого не выбира-
ла. Не потому, что была слишком пассивна - у меня
просто не было выбора. Точнее, выбор был непосилен
для такого человека, как я... Будь я немножко по-
сильнее, я была бы по сей день старой девой - и
это было бы предельно честной формой для моего со-
держания. Большинство мужчин, которых я знала,
были либо слишком целомудренны, либо слишком раз-
вращены. Чтобы любить первых иначе, нежели исключи-
тельно по-христиански, надо было иметь задатки со-
вратительницы малолетних. Но я такими не обладала.
Чтобы испытывать по отношению ко вторым хоть что-
-то кроме научного интереса, надо было быть вовсе
святой. Но святой я не была в такой же степени, в
какой не была развратной...
  Таким образом, я жила с людьми, которые, как я
сама, были "ни рыба ни мясо". Мы болтались между
грехом и святостью, как дерьмо в проруби, но эта
болтанка не может длится вечно, эта неопределен-
ность не может вечно быть математически точной "се-
рединой", если только мы живы хоть малость. Изби-
тое "жизнь не стоит на месте" здесь как нельзя
кстати. Довольно скоро движения наших жизней обна-
руживались как противоположные, нас относило друг
от друга все дальше... Как же обидело меня ваше
"что же ты выбирала таких людей"! Я пыталась лю-
бить то, что есть. И ваше удивление "как ты жила с
таким человеком!" донельзя ранит меня - ибо куда
актуальнее вопрос, как я жила вообще.
  Не было моей личной воли, моей прихоти в том,
что годы /не дни, не месяцы!/ я пребывала в воздуш-
ной яме между "люблю" и "не люблю"...

   Он говорит о своих. Мне не по себе. Надо бы обижаться
/меня всегда задевало, когда мужчины рассказывали о своих
семействах/, но я почему-то не обижаюсь. Мне просто больно -
и больше ничего. Это ничего не меняет - вот в чем дело. Но я
хочу, чтобы он думал: да, я чертовски задета! И вот я говорю
о людях, которых любила до одури, до посинения, до потери
пульса... Слушаю себя - и натурально проникаюсь восхищением:
да это же прямо Кпеопатра какая-то, черт подери? Гроза мало-
леток, искусительница полумертвых старичков, разрушительница
мирных семейных очагов и мечта блудливых инквизиторов
какая-то! Прикинуть на калькуляторе, так я с младенчества
только и делаю, что двадцать пять часов в сутки похоть по-
чесываю... Действительно, я помню, что кого-то любила. И да-
же помню, как /на то нам память и дана/. Но сердце, честно
говоря, не помнит ничего. И на болтовню памяти отвечает мол-
чаливым удивлением: ??? Но я хочу, чтобы он думал - да, у
меня тоже что-то есть. Так по-дурацки стыдно, что у него -
- есть, а у меня - нет! Не хочу его разочаровывать, не хо-
чу, чтобы меня жалели. Когда жалеют, я начинаю плакать от
благодарности, а когда я плачу, я становлюсь еще уродливее,
чем обычно. Как смешно устроены женщины! Вот ты уже старень-
кая, уже прямо мумия, - а все не хочется "плохо выглядеть".
Хотя, казалось бы, куда уж хуже!
  Но он все равно уходит. И всякий раз я боюсь, что он не
придет больше никогда. Какая жалость, что я тратила время
на дурацкие сказки, когда можно было так много, так содер-
жательно помолчать!
  Его шаги гаснут в нижних этажах. Поздно.

"... из-за того, что мое второе замужество так
вас огорчило. Да, вы не читали мне мораль, ничего
типа "за все приходится платить", ни слова. Но
достаточно было видеть ваше лицо, достаточно было
даже движения вашей руки, достающей сигарету из
пачки... Мой праздник был вами отравлен.
  В ту пору у меня было отчетливое, как мне каза-
лось, понимание справедливости и правды. И флаг
этой правды я с убежденностью Гавроша готовилась
водрузить на верхушке своей жизненной баррикады.
Я знала, что выбравший меня не любил свою первую
жену уже долгое время, что их совместная жизнь бы-
ла тягостным взаимным терпением "ради детей". Я
полагала, что любые дети "все отлично понимают"
так же, как я в их годы уже "все отлично понима-
ла", и, как для себя самой, находила вредным, глу-
пым, злым для них это фальшивое терпение. Я была
идиоткой..."

  Он говорит, что всегда покупается на внешнюю сексуаль-
ность. И понимает потом, что нет за ней ничего, и - покупа-
ется вновь и вновь. Я думаю о человеческой застенчивости:
насколько приличнее сказать "я покупаюсь" вместо "я про-
даюсь"! Как будто можно купиться, не продавшись... Впрочем,
неважно, на что мы купились /или за что продались/, важно -
до какой степени. Если я покупаюсь вновь и вновь, это зна-
чит, в конце концов, что меня так никто и не сумел купить.
Возможно, потому, что я произвожу впечатление абсолютно
неподкупного типа. Но скорее потому, что меня просто нико-
му не надо... Если я говорю, что все отлично, только вот
чего-то не хватает - значит, все не так уж и отлично. Более
того - совсем не отлично.
   Мы остановились на полпути и утешаемся тем, что поимели
хотя бы половину. Но это самообман - мы не поимели ничего.
Есть вещи, которые нельзя разделить на кусочки и по кусочку
потреблять, придерживая остальное "про запас"... Нельзя
любить "Слегка". Это кажется мне таким простым! Но почему-то
не казалось таковым прежде...

"... Кстати, о покупках, продаже и прочей коммер-
ции. Я обмолвилась, что в юности никогда не ходи-
ла с мальчиками в кино, и вы пригласили меня на
еще свежий в ту пору "Жестокий романс". Я смот-
рела и сердцем переживала, что лучше всякой акт-
рисы знаю роль, ибо красота - главное "приданое"
женщины, и я в этом смысле "бесприданнее" любой
киношной Ларис. Можно звезд с неба нахватать,
удобрять и поливать мозги, дотягивая скромную па-
рочку пядей до семи, но эту бесприданность не вы-
травишь никаким подвигом... Однако мы оба знаем,
что не имея приданого "номер один", я все-таки
не была вовсе уж нищей, И свое скромное достояние
умудрялась "продавать" многажды, как ловкий жулик.
Но вы не знаете, что кое-что мне удалось "продать"
только один раз. Разумеется, я говорю не о девст-
венности, которую просто потерял, как теряют ключ
от дома, не поимев с этого ровным счетом ничего
/если не назвать прибытком часовое профилактическое
сидение пострадавшей частью в тазу с раствором
марганцовки; даже и сейчас я смеюсь, вспоминая не-
ловкую потерю, - но нет слов, чтобы передать, как
же я веселилась тогда!/. Нет, я говорю не о ней
/мое обожествление мужского - ужасно звучит, но
слов точней не подберу - осталось при мне, однако
полнейшая загадка, почему с тех пор, завидев меня
на ночном тротуаре, мужчины спешно переходят на
другую сторону улицы. Возможно, дело в том, что
эти недоумки вытрясли из моих карманов все деньги,
но хуже того - еще и пачку сигарет, а сидеть голой
жопой в марганцовке без этанола и никотина - это,
я вам скажу, развлечение не для слабонервных/. Нет
же, я говорю совсем не об этом! Я о детском сердце
вам говорю, о чистейшей страсти, проданной за брат-
ский поцелуй в середку похолодевшего от ужаса по-
тери лба /и с тех пор мой лоб всегда пылает, я
всегда в горячке,../"

   Вчера мы ходили в ресторан, где за какие-то полчаса я
бездарно проела альбом Рембрандта /или три тома лапочки Лот-
мана/. Можно было бы поесть в пять раз дешевле и потом Бог
знает сколько еще наслаждаться упомянутыми книгами... Да,
деньги дают некую свободу, но часто при этом лишают ума.
Мы вертим это "некое" так и сяк и, как первобытные дикари, в
конце концов используем телевизор в качестве стула... Он
радуется деньгам, как жертва тяжелого детства. И вот, когда
он ребячится и притворно вздыхает по поводу суматошной пого-
ни за золотым тельцом, во мне взрывается жалость, но - не к
нему. Мне жаль утерянной простоты: когда едят то, что любят,
а коли этого нет, да голодно невтерпеж, едят то, что есть.
Не сетуя, не переживая, не оправдываясь. Мне жаль простого,
искреннего бытия. Неважно, за каким тельцом мы гонимся -
- угнетает гонка сама по себе...
  "Не прелюбодействуй" и "не укради" - по сути одно и то же:
чужое не хапай! Действительно, брать чужое не просто нехоро-
шо - хлопотно очень. Сегодня ты у него, завтра он у тебя -
и так всю жизнь бесконечное дежурство с ружьем у родимой кла-
довушки, бр-р... Но мне печально, что человек может быть
"чужим", чьим-то "достоянием"... У меня на кухне сидит чужой
муж, как если бы в кошельке лежали чужие деньги... Кажется,
всех нас кто-то обманул, подменил в тексте несколько слов -
и смысл превратил в бессмыслицу.
   Он говорит: "Мне всегда так стыдно, когда я изменяю жене..."
Я улыбаюсь. Мне кажется, я знаю, что он хотел сказать на са-
мом деле. Что он хороший /ведь стыдно/ и слабый /а все вот
как-то изменяется/, и эта слабость настигнет его еще не раз -
и еще не раз ему будет стыдно. Он как будто говорит мне: "Да,
всякое случается...", а потом добавляет: "Но это будет очень
плохо, я очень буду стыдиться..."
  Мы знаем, что яблоко сорвала с дерева Ева, но возможно,
она до этого долго уговаривала Адама: "Пожалуйста, сорви его
сам!" Адам вертелся, как уж на сковородке. Ему тоже хотелось
попробовать. Если бы не хотелось - кто мешал ему надавать
Еве по рукам, чтобы не хватала чего ни попадя? Но Адам юлил,
не говорил ни да, ни нет... Он "косил под лоха" - и изредка
бросал на яблоко тоскующий голодный взгляд. Да, он вел себя
как провокатор. И Ева, в конце концов, взяла грех на себя...
  Так и вижу, как Адам с хрустом доедает злосчастный плод и
с упреком смотрит на подругу жизни: "Да /хрум-хрум/... Нехоро-
шо ты поступила /хрум-хрум/... Теперь вот из-за тебя...
/ням-ням/" Господи, какая печаль! Змий уламывал бедняжку:
"Посмотри, как исхудал бедный Адамчик! /в сторонке "бедный
Адамчик" тут же делает себе горестные бровки "домиком" и
втягивает щеки - как бы от недоедания/. Ему витамины нужны,
ему железа не хватает... /Адамчик грустно жует сухую трави-
нку, затем выплевывает ее с отвращением и бормочет, как бы
в болезненном бреду: "Витамины... витамины... где витами-
ны?"/ А ты еще стоишь и думаешь, ты еще сомневаешься? Неуже-
ли ты хочешь, чтобы бедняжка зачах?"... И Ева срывает ябло-
ко - сердце бабы, знамо дело, не камень.
  И вот мы сидим, молчим. Душа его - сплошные потемки. Я
хочу, чтобы он сам срывал яблоки, я не хочу повторять глу-
пость Евы. И уж тем более перекладывать в свой кошелек чу-
жие монеты. Господи, как я люблю подарки! Но только тогда,
когда их дарят - а не когда их кладут на стол и отворачивают
лицо, как бы предлагая украсть...

"... когда мы виделись в последний раз. Если ве-
рить календарю, прошло четыре года, но календарь - удобная
химера, костыли актера, леденец во рту героя, надумавшего
бросить курить. Вот только что, минуты не прошло, я закрыла
за вами дверь, а потом полчаса /или сто часов?/ цеплялась
эа эту чертову дверь, как пьяный от голода таракан за уплы-
ваюшее из-под лапок стекло сахарницы... Сейчас кто-то, сов-
сем не знающий о моем существовании, включит свет - и я
свалюсь, ослепшая от ужаса, на пол!
  Так вот, вы прочли мои "записульки" и спросили, откуда
я так хорошо знаю мужчин. Я не нашлась, что сказать, это
было немыслимо глупо - думать, что я вообще что-то знаю о
мужчинах! Если бы я знала /ну хоть самую малость!/, неуже-
ли я корчилась бы над пишущей машинкой? Я наслаждалась бы
долгожданным миром, я сажала бы цветы на полях сражений...
Но нет, я не знаю о них ничего, кроме их обжигающего, раня-
щего присутствия в моей жизни.
Недавно один из них назвал меня феминисткой. Я даже не
обиделась - глупо обижаться на пулю-дуру, когда стоишь пос-
реди пустой площади неподвижная, как мишень в школьном тире.
И немеешь, как та мишень. Да, я так устала, от этой бессмыс-
ленной, а главное, не мною затеянной бойни, что даже гово-
рить не было сил. Говорить, что весь мой "феминизм" - это
его нелюбовь. И более ничего... Назвать женщину феминисткой,
не любя - все равно что назвать ее девственницей, извиняюсь,
не попробовав. Не знаю, какой "нефеминизм" я должна была
явить этому человеку. Продемонстрировать "маленькие женс-
кие слабости"? Но зачем демонстрировать то, что несомненно
есть? Разве не достаточно того, что множество женщин демон-
стрируют то, чего у них нет?..

Я многое совсем не понимаю и через это чувствую себя ин-
валидом, выродком, мутантом. Так, я ничего не понимаю в из-
менах, как ничего не понимаю в китайском языке. И этот шква-
льный ветер недоумия так пугает меня, что я пытаюсь выстро-
ить из предположений хоть какое-то прибежище для моего рас-
терянного нутра! Иногда мне кажется, что я что-то понимаю -
но это только видимость, чистейший самообман... Вот, не да-
лее как вчера /по календарю/ я опозорилась в хлам. Да-да!
Мне показалось /должно быть с подслеповатых от недосыпа
глаз/, что пришел мой мужчина. Это надо было видеть, как
старенькая птичка распушила хвостик и старательно выводила
остатками голоса давно подзабытую песенку! Да, я была чер-
товски смешна, мой дорогой друг. Но и в позорище есть свое
добро. Разве не добро - узнать, что ты еще жива? Ведь мерт-
вые сраму не имут. Они никогда не ошибаются. Они даже феми-
нистками не бывают..."
  И так день за днем, год за годом эти двое сидят и курят,
говорят о женах и любовниках, об одиночестве и усталости,
о маленьких радостях и больших неудачах... Они ждут чуда:
яблоко само упадет им в руки. И всем будет хорошо. И больше
никогда и никому не будет больно. Нельзя построить счастье
на чужом несчастье? А разве его можно построить на чем-то
другом? Его так мало... Его, как пряников Окуджавы, всегда
не хватает на всех. Счастливчики жуют, закрыв глаза - чтобы
не видеть голодных глаз напротив...

"... Но есть люди, любовь которых искушает озве-
реть - так она беззащитна, так агнцем жертвенным
просится под нож. Кажется, ей ничего от тебя не
нужно, кроме - тобою дышать. Но до чего же утоми-
тельно, когда тобою дышат! Ее нежность способна
задушить, ее ласка беспощадна в своей бесстыжей
отдаче, ее детская верность так и дергает нашу со-
весть за яйца! Она вполне понимает самое себя, и
чтобы стать хоть малость мертвее, гуляет по чумным
домам и вечером с надеждой осматривает себя: не
появились ли язвы? Нет, опять не появились.,. Паче
смерти боясь осиротеть, она тем не менее совершен-
но не умеет "бороться за счастье", ибо ты для нее -
- субъект, а не объект, сущность ее дыхания, а не
технарь, от которого зависит исправность кислород-
ного аппарата... Она бывает фантастически лжива и
признает за собою все что угодно, только чтобы ты
"всегда был прав, и знал, что прав, и совестью не
мучился". Когда ты уходишь, она палец о палец не
ударит, чтобы тебя удержать, по принципу: "Значит
там /с той/ ему лучше, а я хочу, чтобы ему было -
лучше всех!" Ревность - сущие цветочки рядом с ее
неревностью. Она во всех подозревает такую страсть
к свободе, которая и не снилась самым свободолю-
бивым. Да, она отпускает на волю домашних птиц и
недоумевает - отчего они гибнут? Ее путь буквально
усеян трупами грез. Ее бытие - перманентный суи-
цид, но она никогда не оставляет прощальных писем
с обвинениями между строк. Наивно тщась перехит-
рить самое себя, она порою говорит ужасные вещи,
птичьим глазком прицелясь в середку твоего лба.
Она как будто предлагает поиграть, но играть с нею -
- сущая мука. Ибо она как дети- не умеет проигры-
вать..."

Девять вечера. Ему пора. Вот он уходит /на сей раз не
терзаясь осточертевшим чувством стыда/ на великую стройку
счастья... Он будет класть кирпич за кирпичом, стараясь не
смотреть вниз. Не смотреть туда, где под бетонной плитой
задохнулась в земле гусеница, которая никогда не превратится
в бабочку. Бабочку счастья моего...

март-апрель 1999 г.
СПб.

 

главная страница

Графика. картинная галерея

фотоальбом

назад
Хостинг от uCoz